Статьи
Автор: Иван Рябцев

Давление на студентов и его психологические следствия

Современный мир с каждым днем становится все более жестким в своих требованиях к обычному человеку. Это проявляется во всех сферах жизни, и в экономике, и в

студент

Современный мир с каждым днем становится все более жестким в своих требованиях к обычному человеку. Это проявляется во всех сферах жизни, и в экономике, и в политике, и в образовании… Образовательные учреждения постоянно повышают свои требования к выпускникам школ и колледжей, а современные высокооплачиваемые профессии накладывают все больше требований на то самое образование. Это все оказывает влияние на родителей, которые пытаются обеспечить для своего чада лучшее будущее, что заставляет их выдвигать все большие требования к ребенку. 

Так, согласно исследованию Pew Global AttitudesSurveyвзрослые в США утверждают, что оказывают на учащихся слишком слабое (56%), а не слишком сильное (15%) давление, при этом оставшаяся четверть (24%) считает, что родители оказывают нужное давление. Мужчины (62%) чаще чем женщины (51%), говорят, что родители недостаточно жестки[i]. Ровно такая же ситуация наблюдается и в азиатских странах[ii].

При этом исследования на выборке из 20 000 студентов обнаружили, что восприятие молодыми людьми ожиданий и критики своих родителей возросло за последние 32 года и связано с ростом их перфекционизма.[iii] Перфекционизм также может передаваться из поколения в поколение, когда родители-перфекционисты воспитывают детей-перфекционистов.[iv] При этом перфекционизм  превращается в черту характера, а с возрастом перфекционисты становятся более невротичными и менее добросовестными.

Таким образом, попытки изменить ребенка в лучшую сторону, далеко не всегда достигают своих целей, а, чаще, приводят к катастрофическим последствиям.

Последствия родительского давления

Исследования показали, что родители играют центральную роль в развитии подросткового стресса из-за предполагаемой родительской поддержки или давления, связанных со школой[i]. При этом школьные и родительские отношения являются наиболее часто упоминаемыми факторами стресса, которые способствуют общему уровню стресса у подростков[ii], учащиеся подчеркивают актуальность межличностных проблем, таких как проблемы с родителями[iii].

В итоге мы можем говорить о том, что родительское давление играет ключевую роль в формировании стрессовой реакции у студентов. Это приводит ко множеству негативных последствий в жизни студента.

  • Снижение социальных навыков. Родители, которые уделяют слишком много внимания оценкам и внеклассным мероприятиям, сводят к минимуму важность социальных навыков и сострадания. Таким образом, они могут способствовать неудаче детей в межличностном общении и приспособлении к обществу. При этом часто ухудшаются и отношения в самой семье, что оказывает влияние на дальнейшую жизнь ребенка и его способность справляться со стрессом.
  • Высокий риск психических заболеваний. Дети, которые чувствуют, что находятся под постоянным давлением, могут испытывать постоянную тревогу, что повышает риск развития депрессии или других психических расстройств. Часто могут возникать расстройства пищевого поведения, как попытка «заесть стресс».
  • Более высокий риск травм физическое истощение. Студенты-спортсмены, которые испытывают большое давление, часто продолжают тренироваться несмотря на травмы. Игнорирование боли или возвращение к занятиям спортом до заживления может привести к необратимому повреждению. Тоже касается и физического состояния. Подростки склонны изматывать себя, что негативно влияет на их организм. Так Штобер и Рамбоу (2007) обнаружили, что воспринимаемое родительское давление было связано с соматическими жалобами среди учащихся.[i]
  • Повышенная вероятность обмана. Попытки заставить ребенка лучше учится, часто, парадоксальным образом приводят к обратному результату. В стремлении принести родителя лучшие оценки, студент просто начинает жульничать, списывать и «оплачивать» сдачу экзаменов.
  • Снижение инициативы. Из-за завышенных требований многие студенты готовы отказаться от участия в различных мероприятиях и конкурсах, просто, чтобы не разочаровать родителей и самих себя. Понятно, что в таком случае они отказываются от множества возможностей, а степень их социализации снижается.
  • Проблемы с самооценкой. Сформированный у подростка перфекционизм постоянно заставляет его пытаться удовлетворить завышенные требования. Очевидно, что невозможно постоянно быть лучшим, из-за чего подросток расстраивается, а его самооценка снижается.
  • Бессонница. Дети, которые испытывают постоянное давление, требующее хорошей успеваемости в ВУЗе, могут допоздна засиживаться за учебой и с трудом высыпаться, что оказывает влияние на их общее самочувствие.
  • Повышенный риск суицида. Различные исследования показали, что воспринимаемое академическое давление родителей, требующее хорошей успеваемости, в сочетании с высокими ожиданиями, такими как быть в числе лучших в классе и получать неизменно выдающиеся оценки, связано с высоким уровнем стресса, депрессивными расстройствами и суицидальными мыслями среди учащихся[ii].

Как родители оказывают давление?

На самом деле многие родители могут в принципе не замечать, что они так или иначе воспитывают перфекционизм у своего ребенка и сами подвержены ему. Однако, для подобных родителей существует ряд индикаторов, по которым можно понять, что на ребенка оказывается чрезмерное давление. Данный список составлен на основе опросника проектаMakingCaring, который позволяет вам самостоятельно оценить, насколько вы строги к своему отпрыску.

  • Обсуждение достижений. Одним из основных признаков давления является даже не прямое указание, а постоянное обсуждение достижений ребенка, будь то за обеденным столом или в присутствии друзей семьи. Таким образом у подростка формируются имплицитное представление о том, чего от него ожидают, и представление о том, за что его действительно ценят.
  • Приоритет достижений. Важно не только количество дискуссий по поводу достижений студента, но и их приоритет. Если вас, в первую очередь, волнует не то, от какой конкретно сферы деятельности ребенок получает удовольствие, а то какую оценку он получил по этому предмету – это прямой путь к перфекционизму.  Тоже самое касается и ВУЗа, если вы выбираете ВУЗ для ребенка по его престижу, а не по направлению, значит желания ребенка отходят на второй план.
  • Постоянные проверки. Требовательные родители постоянно стремятся участвовать в профессиональной и студенческой жизни ребенка и проверять его достижения. Родители могут часто звонить в ВУЗ и узнавать о том, как справляется их сын или дочь, является ли он или она активным участником всех мероприятий и т.д. При этом обычно такие звонки и коммуникации происходят и тогда, когда у студента на самом деле нет никаких проблем.
  • Подталкивания к обману. В ряде случаев родители сами могут подталкивать своего ребенка к обману, например, прося его преувеличить свои достижения на собеседовании при поступлении в институт.
  • Сравнения. Одним из самых жестоких типов воздействия являются постоянные сравнения ребенка с другими людьми. «Посмотри, как хорошо учится сын Марины, неужели ты так не можешь?» — типичная фраза, которую можно услышать от родителя перфекционизма.
  • Прямое давление. Конечно, наиболее значимым способом является прямое давление, которое может выражаться в разной степени жестокости, от постоянных просьб и намеков на то, что надо больше стараться, до физических воздействий и отказа в ряде привилегий, если студент потерпел неудачу.

Безусловно, это не означает, что родители не должны оказывать никакого побуждающего влияния на своих детей. На самом деле, исследования демонстрируют, что воздействие родителей на детей, действительно ведет к тому, что они начинают учиться лучше. Однако, надо понимать, где рациональное давление граничит с перфекционизмом. Отчасти найти эту границу могут помочь симптомы, рассмотренные в предыдущем разделе.

Причины родительского перфекционизма

Чтобы разобраться в проблеме родительского давления стоит понять почему оно вообще существует и как формируется родительский перфекционизм. И здесь есть ряд причин.

  • Давление социальных институтов. Как мы уже сказали во введении, одним из факторов перфекционизма являются внешние причины, т.е. ускорение темпа жизни и повышение требований внешний среды к человеку. Сам факт того, что ВУЗы постоянно повышают стоимость на свои услуги, а также проходной балл (а часто еще и создают конкуренцию среди тех, кто эти услуги может оплатить, а кто не может), приводит к тому, что родителям ничего не остается как пытаться оправдать свои затраты на помещение ребенка в дорогой ВУЗ.
  • Травма нереализованности. Одна из популярных и расхожих причин перфекционизма состоит в том, что родитель, когда-то не смог самореализоваться в жизни и теперь пытается воплотить свои мечты и намерения в своём ребенке. Это, очевидно, приведет к тому, что и последний не сможет самореализоваться.
  • Травма неудачи. Иногда родители формируют завышенные требования в связи с тем, что в их прошлом была травма, которую они пытаются скомпенсировать. Например, если человек прожил детство в ужасном голоде, он будет пытаться заставить своего ребенка найти самую высокооплачиваемую работу, только потому что сам все еще испытывает страх от воспоминаний о том голоде.
  • Травма условной любви. Часто перфекционизм просто «передается по наследству» и если предки родителя, когда-то заложили ему в голову идею, что без достижений его любить никто не любит, то велика вероятность, что он применит ее и к своему ребенку.
  • Травма одиночества. Иногда перфекционизм родителя становится своеобразным инструментом для его социализации в обществе. Например, такой родитель может сделать своего ребенка «своим достижением», только чтобы затем рассказывать об этом свои друзьям и подругам. Как правило, такое поведение связано с тем, что когда-то данный человек испытал социальную депривацию и теперь социализация для него встает на первый план, отодвигая все остальное.
  • Травма неопределенности. Иногда перфекционизм является следствием стремления к полному контролю, который, в свою очередь, является способом совладать с болезненной неопределенностью. Так если человека пугает неопределенное будущее, то образованный и богатый сын вполне может стать опорой в этом деле.

Надо понимать, что внешние причины, такие как давление социальных институтов имеют свой вес только тогда, когда есть и причины внутренние. Внешняя ситуация лишь актуализирует те мотивы, которые заложены в нас изначально, а потому, в первую очередь необходимо работать именно с собой, нежели пытаться изменить внешний мир.

Что можно сделать?

Если вы заметили у себя черты перфекционизма по отношению к вашим детям, вы можете предпринять следующие шаги.

  • Замечайте. Каждый раз после разговора с ребенком, проанализируйте, о чем вообще шла речь: о том, что ребенку действительно важно или об оценках, достижениях или социальном статусе. Обращайте внимание на все индикаторы, указанные в данной статье.
  • Поощряйте, а не наказывайте. Если ваш сын или дочь принесли домой плохую оценку, откажитесь от того, чтобы сразу его наказывать или ругать. Вместо этого поддержите его, сказав: «В следующий раз у тебя точно получится лучше». Тем самым вы в разы повысите вероятность, что это действительно произойдет.
  • Переориентируйтесь. Попытайтесь сместить свой фокус внимания с достижений ребенка на его желания, цели и устремления. Проявите к ним интерес, обратите внимания на то, что у него лучше всего получается.
  • Развивайте мотивацию. Вместо того, чтобы заставлять студента учится, только потому что это «принесет много денег», попробуйте понять, что в данном обучении может быть интересно именно ему и опишите те преимущества, которые он сможет получить.
  • Поддерживайте. Студентам и так живется не просто, а, потому, вместо того, чтобы оказывать на подростка дополнительное давлении после того, как он пришел из ВУЗа, где на него также давили, поддержите с ним нормальную коммуникацию и позаботьтесь о нем.

Понятно, что несмотря на простоту подобных советов, реализовать их будет не так уж и просто, а для некоторых людей, самостоятельно это будет сделать просто невозможно, поэтому, в ряде случаев, стоит обратиться к психологу.

Чем может помочь психолог-гипнотерапевт?

Если вы поняли, что самостоятельно неспособны совладать с проблемой, а помимо родительского давления существует еще и множество факторов, которые оказывают влияние на негативное состояние студента, то необходимо обратиться к психологу.

Для родителей. Надо понимать, что сформированный когда-то перфекционизм, практически всегда влияет не только на детско-родительские отношения, но и на вашу жизнь в целом. Велика вероятность, что себе вы также часто ставите завышенные требования из-за недостижения которых испытываете фрустрацию, не говоря уж о боли, которую испытывает из-за вашего перфекционизма ваш ребенок.

В этом случае, психолог сможет помочь вам отыскать корень вашего перфекционизма и изменить своё отношение к происходящему. После работы с психологом вы сможете наслаждаться текущим моментом, а не жить идеалистическими представлениями о будущем; вы сможете принять реальность такой какая она есть, а не жить в ожидании того, что она будет соответствовать вашим требованиям. Работа обычно идет на уровне мышления, эмоций и поведения, а это значит, что вы не только измените своё отношение, но и перестанете испытывать чувства вины и стыда, которые постоянно гложут вас, когда вы не достигаете требований, которые сами же себе придумали, а также лишитесь ряда излюбленных соматических симптомов, типа гипертонии, которые так часто возникают от перенапряжения.

Эмоционально-образная терапия
Как правильно прожить эмоцию?

Для студентов. Работа психолога со студентом не менее важна, так как позволяет ему сбросить текущий стресс, связанный с постоянным напряжением и давлением. Психолог способен помочь студенту изменить отношение к давлению родителей и отделиться от них, а также, наладить с ними теплую коммуникацию и принимать их такими какие они есть не смотря на их требовательный характер, при этом не впадая в фрустрацию от их требований и не стремясь эти требования реализовать. Работа также обычно проходит на всех уровнях. Это и анализ ситуаций, наиболее вызывающих стресс и разработка копинг-стратегий, позволяющих эти ситуации пережить. Это и работа с телом в виде техник расслабления и дыхания. Это и работа с чувствами в виде техник эмоционального выражения. Вместе и родители, и студенты могут посетить семейную терапию, где будет происходить разбор их коммуникации и ее переформатирование в более позитивную и адекватную. При этом психолог всегда поддержит и поймет обе стороны, и поможет вам начать наслаждаться общением.

Литература

[1]Richard Wike and Juliana Menasce Horowitz. Parental Pressure on Students. August 24, 2006

[2]Samples in China and India are disproportionately urban. For more methodological details, see the Pew Global Attitudes report “America’s Image Slips, But Allies Share U.S. Concerns Over Iran, Hamas: No Global Warming Alarm in the U.S., China,” June 13, 2006. 

[3] Thomas Curran, Andrew P. Hill. Young people’s perceptions of their parents’ expectations and criticism are increasing over time: Implications for perfectionism.. Psychological Bulletin, 2022; DOI: 10.1037/bul0000347

[4] American Psychological Association. (2022, March 31). Rising parental expectations linked to perfectionism in college students: Parental pressures increased over past 30 years with societal changes, study finds. ScienceDaily. Retrieved February 2, 2023 from www.sciencedaily.com/releases/2022/03/220331101501.htm

[5] Deb et al. Academic stress, parental pressure, anxiety and mental health among Indian high school students. International Journal of Psychology and Behavioral Sciences (2015)

[6] D.G. Byrne et al. Profiles of adolescent stress: The development of the adolescent stress questionnaire (ASQ)Journal of Adolescence (2007)

[7] M. Camara et al. The role of social support in adolescents: Are you helping me or stressing me out?International Journal of Adolescence and Youth (2017)

[8]Stoeber, Joachim and Rambow, Anna (2007) Perfectionism in adolescentschool students: Relations with motivation, achievement, and well-being. Personality and Individual Differences, 42 (7). pp. 1379-1389. ISSN 0191-8869. [1] R.P. Ang et al. Academic expectations stress inventory (AESI): Development, factor analysis, reliability and validity. Educational and Psychological Measurement (2006).

Абреакция в терапии Абреакция в терапии Абреакция (разрядка, отреагирование) – повторное переживание эмоций, связанных с травматическим событием, которые человек пытается забыть, вытеснить, подавить. Иногда абреакции возникают спонтанно, и...
беременность Гипноз для успокоения беременным Беременность – ответственный и сложный период в жизни женщины, посколькуон представляет собойпереходный и преобразующий процесс, включающий множество сопутствующих психологических, физических исоциал...
акрофобия Лечение акрофобии гипнозом Для акрофобии характерен иррациональный, стойкий, необоснованный, сильный страх при пребывании на участках, выше уровня земли. Обычно люди боятся находиться на верхних этажах высотных зданий, на мост...
Лечение агорафобии гипнозом Агорафобия – алогичная, неуправляемая, изнурительная боязнь открытых пространств. Это распространенная и мучительная фобия, фиксируемая у людей в подростковом и взрослом возрасте. Для агорафобии хара...
Гипноз от головной боли Гипноз от головной боли Головная боль может приносить человеку невероятные страдания. Это состояние мешает сосредоточиться на повседневных делах, размышлять о чем-то значительном, просто отдыхать и радоваться жизни. Когда б...

онлайн-курс по борьбе с тревогой и страхами

Отзывы

  • Татьяна
    Психология
    Наверное, моя проблема одна из сложнейших - потеря близкого. Очень долго не получалось прийти в себя. Апатия, навязчивое состояние, редкие панические атаки и все вытекающие... Очень долго искала специалиста. Нужен был такой, которому бы хотелось все рассказать без стеснения, чтобы не было никаких секретов, чтобы помощь реально была оказана. Иван Григорьевич сказал, что уже работал с потерями и может помочь. Изменения заметили и я, и мои близкие уже после 1 сеанса ( хотя я не верила до последнего, что мне это сможет помочь). Так что, мы заново «учимся ходить». Иван Григорьев...
  • Вероника
    Психология
    Иван хороший специалист помог мне разобраться в моей проблеме. Все как говорится идет из детства, благодаря Ивану «оказалась» опять ребенком и пересмотрела свое отношение к ситуации. Честно мне стало легче. Буду еще обращаться к Ивану
  • Ольга
    Гипнотерапия
    Очень понравилось заниматься со специалистом. Проводили сеансы гипнотерапии, обсуждали результаты работы. Очень приятный человек и мастер своего дела. Буду обращаться ещё.
  • Рустам
    Психология
    Тот случай, когда подход специалиста оказался реально эффективным и правильным. Иван Григорьевич, по сути, не просто помог мне решить имеющуюся проблему, но и научил работать над собой самим, что однозначно дорогого стоит. Опыт, приобретённый во время наших сеансов, я могу охарактеризовать как очень важный этап моего развития - понятия себя и других людей. Жить стало проще, а качественные изменения в жизни не заставили себя долго ждать. Спасибо!
  • Айгерим
    Психология
    Иван Григорьевич отличный специалист, мастер своего дела. Когда начинали была в тяжелом для себя моральном состоянии которое отражалась сильным напряжением в теле. Мы разрешили многие моменты которые я не могла разрешить сама и не давали мне спокойно мыслить долгие годы, а тем самым и жить полную жизнь. Отдельно хочу сказать что я получила мощную консультацию по карьерному росту. Иван Григорьевич очень хорошо разбирается в корпоративных культурах разных стран, и межличностных отношениях между людьми на работе. Я продолжаю консультации, еще есть над чем поработать. Но хотела...

Запишитесь на консультацию

Заполните форму и мы перезвоним вам в ближайшее время