Статьи
Автор: Иван Рябцев

Формирование компенсаторных стратегий через призму теории функциональных систем

Наши стратегии избегания и компенсации, которые часто описываются через глубинные смыслы и метафоры на самом деле формируются в соответствии со стандартными физиологическими механизмами поведения и научения,

стратегии

Наши стратегии избегания и компенсации, которые часто описываются через глубинные смыслы и метафоры на самом деле формируются в соответствии со стандартными физиологическими механизмами поведения и научения, как и любая другая форма человеческой адаптации к внешней среде. Именно в стратегиях компенсации и избегания и кроется поддерживающий механизм болезни индивида, так как сам симптом по определению является продуктом непринятия человеком самого себя. Мы же попытаемся разобраться, как формируются и поддерживаются дезадаптивные компенсаторные стратегии в соответствии с теорией функциональных систем.

Здоровое и болезненное поведение

Перед тем как обсуждать болезненные проявления человека, не помешало бы дать определение и здоровому состоянию. В большинстве психотерапевтических направлений болезнь понимается, как невозможность адаптивно реагировать на внешнюю среду, так как человек не способен учесть факторы внешней ситуации и сформировать наиболее адаптивную реакцию на основе имеющихся у него ресурсов. Проще говоря, болезнь – это когда человек на всю совокупность жизненных событий реагирует не в соответствии с содержанием данного события, а заученной раннее реакцией без учета внешних обстоятельств.

Таким образом здоровье – это возможность человека реагировать на ситуацию спонтанно при учете условий внешней среды, собственных ресурсов и опираясь на своей опыт. Болезнь – это фиксация на той или иной реакции, сформированной в раннем опыте и применение ее к текущей ситуации без учета изменившихся условий. Так здоровый человек будет реагировать по-разному на ситуации стресса, например вместо бросившей его девушки, он найдет новую, а, если у него сгорит дом, он разнервничается, но запросит страховку, а вот больной ОКР в обеих ситуациях будет испытывать приступы навязчивых действий и мыслей. При этом стратегия здорового человека, как вы уже заметили, будет опираться на внешние условия и поможет ему адаптироваться к ситуации, а стратегия больного ОКР будет опираться на его заученный опыт («единственный способ сбросить стресс – это десять раз помыть полы») без учета внешних обстоятельств, и она никак не поможет ему изменить ситуацию в лучшую сторону, кроме возможности снизить внутреннее напряжение. Такие фиксированные внутренние стратегии компенсации обычно формируются в детстве на основе определенной системы подкреплений.

Теперь если мы рассмотрим здоровое и больное поведение с позиции функциональных систем все становится более понятным. Здоровое поведение предполагает, что осуществление той или иной функциональной системы опирается в первую очередь на внешнюю ситуацию нежели на внутреннее значение и проходит через ряд этапов.

1. Сбор информации (эфферентный синтез). На этапе сбора информации в наш мозг поступает совокупность данных о внешней среде, информация о нашей мотивации и информация из нашего опыта. При здоровом поведении такая функциональная система целостна и «осознана»: мы знаем, что нас окружает и чего мы хотим и на основе этого выстраиваем свои действия.

2. Поведение (афферентный синтез). На основе полученной информации мы выбираем из всех возможных для нас вариантов поведения, которые бы помогли нам достичь цели и также делаем это осознанно.

3. Подкрепление. Здоровое поведение совершенно не означает, что тот вариант действий, который мы выбирали приведет нас к цели, однако он: во-первых, будет соответствовать нашим возможностям и отвечать внешним условиям на данный момент, а во-вторых, при неудачном способе поведения мы сможем скорректировать свой опыт и предпринять иные действия для достижения наших целей.

Болезненное поведение осуществляется несколько иначе.

1. Сбор информации (эфферентный синтез). На этапе сбора информации мы встречаемся с реальной внешней ситуацией и в тоже время с нашим субъективным представлением о ней. Внешняя ситуация может актуализировать заложенные в нас условные рефлексы и те воспоминания, которые мы имеем о ситуации. Предположим, мужчина встречается с ситуацией, в рамках которой его девушка разговаривает с кем-то по телефону, и это является объективным описанием данной ситуации. В тот же момент у него активируются связанные нейронные сети воспоминаний, в которых содержится информация о том, как ему изменяла его предыдущая девушка. Данная информация активирует и иные эмоциональные и потребностные центры и мужчина начинает испытывать страх, что его бросят и агрессию в сторону своей девушки.

2.Борьба мотивов.  В описанной ситуации у индивида, по сути, активируются две доминантны или функциональные системы: одна ответственная за поддержание хороших отношений с его девушкой в целом, а вторая – связанная со страхом измены и расставания. Происходит борьба мотивов, из которых вполне вероятно выиграет именно мотив ревности, так как люди больше склонны избегать негативных эмоций, чем стремиться к позитивным.

3. Поведение (афферентный синтез). На этапе афферентного синтеза индивид испытывает фрустрацию и тревогу, так как, по сути, в нем борются два противоречивых мотива: с одной стороны, он не хочет остаться один и поэтому ревнует, а с другой стороны он понимает неадекватность своей ревности.  Если ревность в нем все же пересиливает, в нем запускаются его стандартные способы борьбы со стрессом, например он может избить свою девушку или просто закатить ей истерику, в то время как она даже не будет понимать в чем причина недовольства ее возлюбленного.

4. Подкрепление. Несмотря на то, что поведение больного человека обычно неадекватно ситуации и не приносит видимого успеха, оно получает свое подкрепление. Это связано с тем, что больной с помощью своего симптома получает возможность справиться со стрессом и расслабиться. Например, больной ОКР с помощью ритуальных действий не сможет решить свою проблему с прогоревшим бизнесом, однако за счет обычной телесной активности он может сбросить свое напряжение и мозг выдаст ему подкрепление. Тоже самое и с ревнивым мужчиной: он привык решать конфликтные ситуации силой и внутренне будет испытывать ощущение облегчения, когда «накажет» свою возлюбленную, даже если потом он будет переживать чувство вины.

Таким образом у больного человека в одной и той же ситуации активируется несколько функциональных систем. Это то, что и называется в психотерапии борьбой мотивов или внутренним конфликтом. Безусловно внутренний конфликт может возникать и не только в ситуациях, схожих с нашим прошлым опытом. Он может возникать и при равнозначном выборе (потратить деньги на квартиру или вложить их в инвестиции) или при любом другом когнитивном диссонансе («я вроде хороший человек, но как я мог так поступить?»). Все же такие конфликты менее склонны выходить за пределы конфликтной ситуации, в то время как наши симптомы могут искажать всю нашу жизнь. Но каким образом подобные симптомы формируются в течении жизни?

Формирование компенсаторных стратегий с позиции функциональных систем

Компенсаторные стратегии формируются в тесной связи с нашими основными потребностями и воспитанием. Новорожденный ребенок реагирует на все спонтанно, проживания свои эмоции и чувства через тело. Он изучает и познает мир методом проб и ошибок, получая подкрепление тех или иных своих реакций. Однако основной способ его взаимодействия с миром и удовлетворения своих потребностей опосредован – он базируется на взаимодействии с близкими другими, т.е. родителями. Именно родители формируют у ребенка его способы взаимодействия с миром, модели поведения и мышления, которые позже будут использоваться уже им самим для обеспечения собственной жизнедеятельности.

Компенсаторные стратегии появляются как раз в результате детско-родительского взаимодействия, а также негативного жизненного опыта, который навсегда меняет способы взаимодействия человека с миром.

Существует три основных убеждения и три способа их компенсации: «бесполезность – спасать и опекать», «беспомощность – достигать», «непривлекательность – угождать». Для примера мы возьмем убеждение о беспомощности и рассмотрим, как оно формируется в разрезе функциональных систем.

Как мы уже сказали основной способ удовлетворения детских потребностей связан с родительской любовью: если родители любят, то они заботятся о ребенке и исполняют его желания; если родители не любят, то они отказываются от ребенка и он может умереть (по крайней мере именно так все происходит в голове у ребенка). Таким образом удовлетворение практически любых потребностей преломляется через призму детско-родительского взаимодействия и личного опыта. Как тогда будет выглядеть функциональная система.

1. Сбор информации (эфферентный синтез). Возьмем для примера младенца, который хочет есть. В данном случае в его мозге активен центр голода, вызывающий в ребенке дискомфорт и негодование. Вокруг ребенка есть только его родители, и никаких иных путей отыскать себе пропитание.

2. Поведение (афферентный синтез). На данный момент ребенок не обладает никакими заученными реакциями, и все что он может делать – использовать врожденные, т.е. кричать и плакать.

3. Подкрепление. Адекватная мама замечает плач ребенка и понимает, что он хочет есть. Она кормит его, удовлетворяя потребность ребенка. Ребенок же в свою очередь осознает, что он испытал голод за счет поведения мамы, а также закрепил свою реакцию плача, как способ реализации своей базовой потребности.

Что было бы если бы мама не ответила зову ребенка? Он бы начал перебирать различные реакции, чтобы привлечь ее внимание, и он продолжал бы плакать, если бы реакция мамы его не устроила. Например, если бы у него болел живот, а мама бы восприняла его слезы как признак голода, то ребенок бы продолжал плакать, даже после того, как поел бы, тем самым побуждая маму к разрешению проблемы иным способом. Но так или иначе ребенок формирует систему взаимодействий с родителями и ближайшим окружением, которая позволяет ему удовлетворять все его желания.

Постепенно ребенок подрастает, впитывая в себя воздействия родителей. К нему начинает предъявляться все больше требований, а сами требования становятся все более осознанными. И в конце концов мы приходим к тому, что родитель ставит условие «Никаких тебе игрушек, если не получишь пятерку в четверти» (беспомощность – достигать), «Я должна гордиться твоими достижениями, иди спой перед моими подругами» (непривлекательность – угождать), «Ты даже не можешь позаботиться о своем младшем братике!» (бесполезность – спасать и опекать). Что происходит в этот момент? В этот момент происходит борьба потребностей: если раньше любовь родителей для ребенка была средством реализации его желаний, то теперь ему приходится выбирать между реализацией собственных желаний и желаний родителей, так как потребность в любви родителей является базовой и отправной для всей жизни ребенка. Таким образом потребность ребенка в веселье и игре может подменяться потребностью в высоких оценках, потому что именно этого хотят его родители. В тоже время любые ситуации «недоработки», «отдыха», «низкой производительности» начинают восприниматься ребенком как болезненные, потому что родители его наказывают. В этот момент происходит классическое обуславливание и базовые потребности индивида подменяются потребностями родителей, а различное число ситуаций связываются с дискомфортом и тревогой. Таким образом постепенно весь стиль жизни человека подстраивается под правило «если не буду добиваться результатов – меня не будут любить», любой провал воспринимается как смерть. Потребность в безусловной любви остается неудовлетворенной.

Как функционирует компенсаторная стратегия?

Настала пора рассмотреть, как функционирует компенсаторная стратегия с позиции функциональных систем Анохина.

1. Сбор информации (эфферентный синтез).Индивид, травмированный в той или иной области будет изначально сверхчувствителен к этой области, т.е. он будет склонен замечать угрозу там, где ее нет. Снова возьмем пример со стратегией перфекционизма («добиваться»). В процессе его функционирования к нему приходит информация из внешней среды о той ситуации, в которой он находится. Различные ситуации могут быть интерпретированы по-разному, однако большинство ситуаций будут интерпретированы через раннее сформированные и наиболее общие когнитивные схемы. В частности, если раньше вся жизнь индивида строилась на дихотомии «либо добейся – либо тебя не будут любить», большую часть остальных ситуаций он будет воспринимать через эту же дихотомию: «На работе надо добиваться высоких показателей», «В любви надо быть наилучшим любовником», «Надо иметь больше всех денег» и т.д. Подобная интерпретация будет запускать и ассоциированные чувства в случае неудачи или успеха («Не получилось стать лучшим – чувствую глубокую вину (перед родителями)»).

2. Поведение (афферентный синтез).Очевидно, что если ситуация интерпретирована в соответствии с предыдущим опытом, то будут запущены и более ранние способы реализации потребностей, проще говоря, наш индивид будет стремиться достичь большего, чтобы справиться с ситуацией.

3. Подкрепление. Индивид может получить подкрепление на разных уровнях. С одной стороны, он может добиться своих целей и тогда вся его стратегия действий закрепиться на сознательном уровне. С другой стороны, внутренне он может испытать такое же облегчение как когда за результаты его любили родители и это также приведет к подкреплению данной стратегии, которая в следующий раз повторится.

Конфликт функциональных систем

Компенсаторная функциональная система может запускаться одновременно и с другими, образуя внутренний конфликт, и именно это часто и приводит к проблеме. Возьмем тот же перфекционизм.

1. Сбор информации (эфферентный синтез).Наш клиент-перфекционист устал от своей работы, испытывает эмоциональное выгорание и хочет отдохнуть. По сути, он получает импульсацию от мозговых центров ответственных за отдых и перенапряжение. У него уже практически запускается стратегия отдыха, но как только он начинает отдыхать, это по ассоциации активирует в нем заученную реакцию на безделие («если буду отдыхать – родители не будут меня любить, надо трудиться и заслужить их любовь»). 

2. Поведение (афферентный синтез). Даже если на уровне внешнего поведения индивид возьмет отпуск и заставит себя отдохнуть, внутри он будет испытывать напряжение и дискомфорт, которые не дадут ему восстановить силы, и он лишь вернется из отпуска более уставшим и измученным.

Через эту же призму будут проходить и любые другие ситуации, например индивид не сможет позволить себе быть слабым рядом со своей второй половинкой, потому что посчитает, что она не будет его любить; он не сможет веселиться, потому что, по его мнению, это безделие и трата времени; он не сможет вести искренние разговоры с друзьями. Таким образом вместо того, чтобы воспринимать ситуацию «здесь и сейчас» и реализовывать свои истинные желания, индивид каждый раз будет встречаться со страхом пережить раннюю травму – травму отвержения при отсутствии достижений, что будет побуждать его еще больше отдаляться от собственной жизни

Симптом как выход из конфликта

Идея компенсаторных стратегий наверняка понятна многим, но намного менее очевидным является механизм образования различных симптомов на основе данных стратегий. Например, почему у человека со стратегией «угождать» могут появится панические атаки, а у человека со стратегией «достигать» может появится психосоматика. Приведем пример из трех стратегий.

1. Достигать. На этапе эфферентного синтеза индивид испытает конфликт потребностей отдыха и достижения. Однажды он заболевает. Это позволяет ему отдохнуть, и в тоже самое время не корить себя за недоработку, поскольку появилась уважительная причина «Я болею». Постепенно у индивида все чаще появляется возможность заболеть, и таким образом отстраниться от работы вместо того, чтобы обеспечить себе полноценный отдых.

2. Непривлекательность. Индивид стремиться привлечь внимание других людей, однако у него это не получается. Он устраивает паническую атаку, и все сбегаются, чтобы ему помочь.

3. Спасать и опекать. Индивид заботиться обо всех вокруг, но в глубине души хочет внимания к себе. Постепенно он заболевает агорафобией и перестает выходить из дома. Теперь его близким приходится постоянно заходить к нему и заботиться о его благосостоянии. Данные стратегии формируются на этапе поведения и подкрепления, причем само поведение может проявится вполне случайно, но закрепиться, так как позволяет избавится от внутреннего конфликта.

Роль травмы в формировании компенсаторных стратегий

До этого мы в основном говорили о роли родителей в формировании невроза у человека, однако на него может повлиять и любая другая травма. Например, если ребенка отверг в школе его коллектив, и это было болезненно, то он может стать гиперчувствительным в любых ситуациях отвержения, а как способ справляться с ними он может сформировать реакцию угождения или конформизма.

Или у индивида может трагично умереть родственник, потеря наверняка травмирует его, и он станет гиперчувствительным к любым возможным сложностям у других людей, а в каждой подобной ситуации он будет пытаться спасать других, даже если в этом нет необходимости, чем другие и будут пользоваться. Вариантов травматических ситуаций может быть множество, важно лишь то, что все они так или иначе прерывают реализацию базовых потребностей и заставляют человека зафиксироваться на том или ином способе неадекватного функционирования

Диссоциация и осознанность

Мы уже упоминали здесь понятие осознанности и теперь раскроем его более подробно. В конфликтных ситуациях человек испытывает противоборство потребностей, часть из которых (а точнее их причины) обычно скрыты от его сознания. Так индивид, который испытывает жестокие эмоциональные страдания от собственной недоработки искренне верит, что он страдает из-за того, что подает неправильный пример детям или недостаточно зарабатывает, однако в глубине души он просто на просто хочет угодить родителям, также как хотел сделать это в своем детстве. Это и запускает всю цепь диссоциированных (вытесненных) реакций: ситуация, которая интерпретируется как недостаточная производительность и невозможность удовлетворить желания родителей – внутреннее эмоциональное напряжение – поиск путей повышения производительности – перегрузка организма – выход в симптом, в то время как на уровне сознание индивид будет лишь заявлять о своем желании избавиться от симптома, чтобы дальше продолжать свою работу. Именно поэтому так важен элемент осознанности в разрешении болезни. Именно осознание позволяет индивиду понять свои истинные мотивы и отсюда изменить свои реакции и поведение. Психотерапевт может направить внимание человека на те аспекты его жизни, которые он сам не осознает. Он также с помощью специальных техник может помочь человеку вспомнить, где и когда сформировалась его дезадаптивная реакция и скорректировать его условный рефлекс, чтобы отделить ситуацию «здесь и сейчас» от ситуации «там и тогда».

вина Чувство вины: что это такое и как с ним справиться Чувство вины – это эмоциональное состояние, которое возникает, когда человек считает, что он совершил что-то неправильное или не соответствующее его моральным принципам. Это чувство может быть как по...
стратегии Формирование компенсаторных стратегий через призму теории функциональных систем Наши стратегии избегания и компенсации, которые часто описываются через глубинные смыслы и метафоры на самом деле формируются в соответствии со стандартными физиологическими механизмами поведения и н...
эмоция Эмоциональная зависимость: причины, признаки и способы преодоления Хотя эмоциональная зависимость сегодня не выделяется в медицинских справочниках в отдельное расстройство, мало кто будет сомневаться в существовании этой проблемы, доставляющей огромный дискомфорт мн...
Лечение обсессивно-компульсивного расстройства Помощь гипнозом при ОКР Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) представляет собой одно из самых сложных психических заболеваний, характеризующееся навязчивыми мыслями (обсессиями) и устойчивыми действиями (компульсиями...
гипноз Лечение тревожных и депрессивных расстройств гипнозом Тревожные и депрессивные расстройства являются повсеместно распространенной проблемой в современном обществе. По данным Всемирной организации здравоохранения, миллионы людей по всему миру страдают хр...

онлайн-курс по борьбе с тревогой и страхами

Отзывы

  • Татьяна
    Психология
    Наверное, моя проблема одна из сложнейших - потеря близкого. Очень долго не получалось прийти в себя. Апатия, навязчивое состояние, редкие панические атаки и все вытекающие... Очень долго искала специалиста. Нужен был такой, которому бы хотелось все рассказать без стеснения, чтобы не было никаких секретов, чтобы помощь реально была оказана. Иван Григорьевич сказал, что уже работал с потерями и может помочь. Изменения заметили и я, и мои близкие уже после 1 сеанса ( хотя я не верила до последнего, что мне это сможет помочь). Так что, мы заново «учимся ходить». Иван Григорьев...
  • Вероника
    Психология
    Иван хороший специалист помог мне разобраться в моей проблеме. Все как говорится идет из детства, благодаря Ивану «оказалась» опять ребенком и пересмотрела свое отношение к ситуации. Честно мне стало легче. Буду еще обращаться к Ивану
  • Ольга
    Гипнотерапия
    Очень понравилось заниматься со специалистом. Проводили сеансы гипнотерапии, обсуждали результаты работы. Очень приятный человек и мастер своего дела. Буду обращаться ещё.
  • Рустам
    Психология
    Тот случай, когда подход специалиста оказался реально эффективным и правильным. Иван Григорьевич, по сути, не просто помог мне решить имеющуюся проблему, но и научил работать над собой самим, что однозначно дорогого стоит. Опыт, приобретённый во время наших сеансов, я могу охарактеризовать как очень важный этап моего развития - понятия себя и других людей. Жить стало проще, а качественные изменения в жизни не заставили себя долго ждать. Спасибо!
  • Айгерим
    Психология
    Иван Григорьевич отличный специалист, мастер своего дела. Когда начинали была в тяжелом для себя моральном состоянии которое отражалась сильным напряжением в теле. Мы разрешили многие моменты которые я не могла разрешить сама и не давали мне спокойно мыслить долгие годы, а тем самым и жить полную жизнь. Отдельно хочу сказать что я получила мощную консультацию по карьерному росту. Иван Григорьевич очень хорошо разбирается в корпоративных культурах разных стран, и межличностных отношениях между людьми на работе. Я продолжаю консультации, еще есть над чем поработать. Но хотела...

Запишитесь на консультацию

Заполните форму и мы перезвоним вам в ближайшее время