Психологические защитные механизмы
Мозг человека – удивительно сложная, способная к обучению структура. Его работа нацелена на обеспечение самосохранения. По мере получения опыта, инстинкт сохранения жизни становится крепче и сильнее, …
Мозг человека – удивительно сложная, способная к обучению структура. Его работа нацелена на обеспечение самосохранения. По мере получения опыта, инстинкт сохранения жизни становится крепче и сильнее, а мозг создает свой набор защитных стратегий.
Любой человек демонстрирует адаптивное и неадаптивное поведение, восприятие, мышление в ответ на стресс. Это известно как защитные механизмы – модель мышления и действий, к которой прибегает человек, чтобы отделить себя от тягостных мыслей, угнетающих переживаний, неприятных ситуаций. Механизмы защиты позволяют дистанцироваться и «забыть» нежелательные чувства и травмирующий опыт.
Защитные механизмы в психологии: теория Фрейда
Мысль о существовании механизмов психологической защиты впервые высказана известным психоаналитиком Зигмундом Фрейдом. Врач утверждал, что, оказавшись в опасной или угрожающей ситуации, человек прибегает к защитным механизмам. Первоначально автор идеи говорил, что эти угрозы представляют собой базовые влечения (особенно сексуальные и агрессивные), которые противоречат Эго (Baumeister, 1998), например, чувство сексуального влечения к собственному ребенку. Позже Фрейд усовершенствовал теорию, сместив акцент на сохранение самооценки. Он говорил, что, когда самооценка подвергается сомнению или угрозе, индивид будет полагаться на определенные когнитивные стратегии, чтобы защитить представления о самом себе.
Распространенные механизмы психологической защиты
Защитные механизмы включаются автоматически. Их классифицирует по степени «примитивности». Чем примитивнее стратегии, тем они менее эффективны и полезны в долгосрочной перспективе.
Проекция
Если собственные черты характера угрожают самооценке личности, то она может не замечать, что обладает этими качествами, приписывая эти угрожающие аспекты окружающим.
Например, человек отрицает наличие неуверенности в себе и приписывает эту характеристику другому. Вместо того, чтобы противостоять своему чувству незащищенности и развиваться как личность, он убеждает себя, что проблема существует у другого человека. Типичный пример – хулиган, который в школе пристает и издевается над одноклассником. Он выглядит отважным, смело нападает на товарища, постоянно насмехается и оскорбляет его, называя «слабаком». На самом деле он проецирует на сверстника свое чувство незащищенности и неполноценности.
Отрицание
Относится к отказу человека признать определенные факты о конкретной ситуации или о существовании определенных чувств, мыслей, восприятий (Cramer, 2006). То есть, это ситуация, когда человек не принимает реальность, хотя существуют веские доказательства правомерности факта. Отрицая, персона игнорирует внешние обстоятельства, чтобы избежать любого возможного воздействия на собственный эмоциональный мир.
Отрицание часто встречается у людей с зависимостями. Хотя человек знает об опасности, он отрицает наличие у него проблемы. Он избегает реальных фактов, хотя существование угрозы для здоровья и жизни очевидно близким.
Например, сотрудник получил негативные оценки на работе из-за его неспособности нормально общаться с клиентами. Поскольку он считает, что коммуницирует очень эффективно, то отвергает эти оценки, используя несколько аргументов. Он утверждает, что его менеджер не прав, ему завидуют, клиенты настроены враждебно. Это помогает нерадивому сотруднику защититься от необходимости признать, что он некомпетентный и не чуткий.
Репрессия
Часто возникает, когда человек старается заблокировать тревожные мысли или болезненные переживания, проникающие без его желания в сознание. Неприятные чувства, пугающие мысли, иррациональные убеждения препятствуют комфортному самочувствия. Вместо того, чтобы встретиться со своими чувствами лицом к лицу, человек машинально блокирует их, пытаясь полностью вытереть из памяти.
Примером этого может человек, переживший травмирующее событие в детстве и стремящийся «забыть» это воспоминание. Чтобы защитить себя, он бессознательно вытесняет эти воспоминания из сознания. Однако у него возникают приступы тревоги в обстоятельствах, которые вызывают ассоциацию с болезненным событием прошлого.
Регрессия
Означает, что поведение человека становится характерным для более ранней стадии развития. Регрессия часто возникает в ситуациях, вызывающих страх или воспринимаемых как угрожающие.
Этот защитный механизм часто включается у детей. Ребята, столкнувшиеся с травмирующими факторами, начинают вести себя так, будто они находятся в более раннем возрасте. Например, они могут сосать палец или требовать соску, чтобы успокоиться. Взрослый, который переживает стресс, может начать спать с плюшевой игрушкой или переедать сладости, любимые в детстве, чтобы достичь ощущения комфорта.
Некоторые наркологи считают, что для лиц, употребляющих психоактивные вещества, рецидив зависимости является формой регрессии. Человек, прекративший принимать наркотики, в стрессе возвращается к употреблению веществ, которые ранее создавали ощущение счастья. Пример. В ответ на новость о том, что его родители разводятся, десятилетний Миша проявил поведение, типичное для детей младшего возраста. Когда он расстроен, он кричит и кусается, пинает и бьет родителей, а также начинает мочиться в постель.
Отзыв о работе с тревожностью
эмоционально-образная терапия
Рационализация
Означает, что человек объясняет свое неприемлемое поведение, создавая собственный набор, на его взгляд, логических причин и правдоподобных объяснений. Это дает возможность ощутить некий комфорт от совершенных действий, принятых решений, сделанного выбора. При это индивид все же отдает себе отчет, что они неправильны.
Рационализация часто происходит у людей, страдающих алкогольной зависимостью. Например, у сильно выпивающего человека существуют абсурдные правила. Он заверяет себя и окружающих: «Мое употребление спиртного не является проблемой, потому что я все еще выхожу на работу и самостоятельно себя финансирую».
Разделение
Не все защитные механизмы психики вредны, опасны, нездоровы. Разделение выступает действенным вариантом устранения многочисленных стрессовых факторов, если предприняты грамотные шаги. Например, сильно загруженный человек разделяет жизнь на независимые сектора, чтобы переживания и усталость из одной части жизни не затрагивали другие сферы.
Но разделение становится проблемой, когда человек выстраивает когнитивные барьеры, чтобы сгладить выраженный внутренний конфликт. Это часто приводит к расстройствам психического здоровья.
Пример. Рассмотрим ученого-физика, который также является глубоко религиозным человеком. Ему удается распределить свое видение мира в разные когнитивные отсеки разума. Он обладает глубокой верой, пребывая на службе в церкви, но подвергает сомнению существование Бога, находясь в научной лаборатории.
Интеллектуализация
Означает фиксирование внимания и приложение усилий на разработке интеллектуальных решений, исключая эмоциональное переживание травмирующих событий. Такая «бесчувственность», способность устранить все эмоции позволяет человеку активно использовать логическое мышление, чтобы сгладить тяжесть ситуаций, вызывающих тревогу или дискомфорт.
Например, если супруг неожиданно уходит из семьи, его партнер в ответ составляет подробный пошаговый план действий на следующий год, а не плачет о том, что его бросили.
Хотя интеллектуализация работает на отлично в определенных ситуациях, этот защитный механизм вынуждает людей преуменьшать или не осознавать значимость собственных переживаний.
Сублимация
Широко применяемая модель, которая приносит пользу при грамотном и умеренном использовании. Чтобы сделать защиту полезной, необходимо направить социально неприемлемые импульсы в приемлемые формы поведения. Как правило, со временем это приводит к стойкой трансформации изначально нездоровых побуждений во что-то полезное.
Сублимация часто встречается у лиц, страдающих зависимостью, как наркотической, так и игровой, решивших устранить проблему. Многие люди в процессе выздоровления направляют опасные влечения на полезные занятия, как тренировки в зале или другая физическая активность.
Примером сублимации как защитного механизма являются навязчивые сексуальные побуждения. Представим женатого мужчину, который, находясь в командировке, испытывает страстное влечение пофлиртовать и завязать роман на стороне. Однако ему удается сублимировать импульсы, направив их на изучение достопримечательностей города или расширение сети компаньонов.
Аннулирование
Относится к поведению, когда люди размышляют о предыдущих событиях, воспроизводя и переосмысливая их как способ изменить то, что произошло, и, как следствие, защититься от определенных чувств или поведения. Поскольку конкретное событие уже произошло, ничего нельзя сделать, чтобы изменить результат, вместо этого аннулирование позволяет защититься от определенных чувств.
Пример. Петр недавно поспорил с клиентом, вышел из себя и, как следствие, потерял с ним контракт. Он очень расстроен результатом. Он вновь переживает спор, размышляя о том, как ему следовало ответить, и воображает, что дает точный ответ и ставит клиента в неловкое положение.
Переосмысление не меняет сценарий, но заставляет его чувствовать, что он лучше подготовлен к тому, чтобы справиться со спором.
Компенсация
Означает попытку человека компенсировать то, что он считает своими недостатками, устранить неудовлетворенность в какой-то сфере жизни. Причем недостатки могут быть реальными или воображаемыми, психологическими или физическими. Пример. В школе над Данилом издеваются другие мальчики из-за его худощавого телосложения. В ответ Данил регулярно занимается спортом. Он выполняет интенсивную программу упражнений, пьет протеиновые коктейли. Он получает желаемый результат, набирает большую мышечную массу, и его тело меняется. В данном случае Данил компенсирует то, что он считает физическим недостатком, посредством силовых тренировок.
Конверсия
Характеризуется трансформацией психологической боли или дистресса в физиологические нарушения, обычно в виде сенсорных или двигательных симптомов, таких как слепота, паралич, судороги. Физиологические симптомы и переживания являются идиопатическими (т. е. не имеют происхождения) и не могут быть объяснены другим болезненным процессом.
Пример. Анна пережила сильнейшую травму и страдания во время переезда. Несколько дней спустя Анна просыпается и обнаруживает, что слепа. Неврологическое и офтальмологическое обследование показало, что ее глаза здоровы, зрительный нерв не поврежден, однако Анна продолжает страдать слепотой. В данном случае ее слепота развилась в ответ на сильный стресс.
Диссоциация
Относится к опыту, когда клиент испытывает кратковременный провал в сознании в ответ на тревогу и стресс. Не «переживая» стрессовый опыт и впоследствии интегрируя это в свое сознание, человек защищается от вредных чувств.
Пример. Катя вспоминает травмирующий опыт. Говоря об этом, она чувствует себя крайне утомленной и не может сдержать зевоту. Чувство усталости быстро усиливается, и ей приходится изо всех сил стараться не заснуть. Ее истощение является признаком диссоциации, и ее разум пытается защитить ее от повторного переживания травматического опыта.