Психологическая помощь при ПТСР и горевании в современных в условиях специальной военной операции
Актуальность. Актуальность исследования и разработки методов коррекции психологических последствий участия в военных действиях обусловлена текущей военно-политической обстановкой на Украине, а также отсутствием современных исследований и статистических …
Актуальность. Актуальность исследования и разработки методов коррекции психологических последствий участия в военных действиях обусловлена текущей военно-политической обстановкой на Украине, а также отсутствием современных исследований и статистических данных по этому вопросу в России.
В РФ тема боевых психических травм не изучалась со времён Первой мировой войны. Во время Великой Отечественной войны последствия психической травмы с самого начала войны были приравнены к дезертирству. Возрождение внимания к проблематике травматического стресса произошло только в 1990-е годы[i], что, однако, не привело к обеспечению достаточной психологической поддержки людей, которые страдают от данной проблемы и сегодня.
В тоже время существуют четкие данные, что во время военных действий повышается количество психических расстройств, а, в частности, посттравматического стрессового расстройства и расстройств, связанных с процессом горевания.Так, во время локальных войн в Корее и Вьетнаме психогенные потери в армии США составляли 24-28 % от численности личного состава, непосредственно участвовавшего в боевых действиях[ii]. По данным американских ученых, в период Второй мировой войны количество психических расстройств у солдат армии США выросло на 300 %. При этом общее количество освобождаемых от службы в связи с психическими расстройствами превышало количество прибывающего пополнения.[iii] Хотя мы и не можем переносить статистику других стран и других условий на то, что происходит в нашей стране здесь и сейчас, очевидно, что общая тенденция в виде повышения количества психических расстройств будет сохраняться.
Это лишь одна из проблем участия в военных действия, которая касается непосредственно военнослужащих. В то же время, необходимо отметить, что немалый урон наносится и родственникам людей, почивших на поле боя, что проявляется в патологической горевании. Большинство родителей не готовы терять своих детей и внуков, а, потому, такая ситуация превышает адаптивные возможности их психики (в отличии от потери старших родственников, при их естественной смерти, поскольку, в этом случае, человек, чаще всего, более менее подготовлен к потере и начинает заранее адаптироваться к ней).
Горевание и ПТСР. Для описания посттравматического расстройства, которое возникает в следствии боевых действий существует специальный термин – боевая психическая травма. Боевая психическая травма (БПТ) — психическая травма, вызванная воздействием факторов боевой обстановки. Основным фактором, приводящим к БПТ, является опасность, угрожающая жизни и здоровью, связанная с восприятием картины гибели и ранений других людей[iv].
Возникновение боевой травмы проявляется двумя основными способами. В первом случае проявления БПТ возникают практически в момент психотравмирующей ситуации. Военнослужащий, получивший БПТ, может впасть в полную ступор, не реагировать на окружающую обстановку или, наоборот, проявлять высокую двигательную активность. В тяжёлых случаях возникают нарушения слуха, зрения, речи, координации движений.
При этом БПТ нужно отличать от проявления растерянности или трусости: никакие призывы, уговоры, угрозы, пощёчины не выводят человека из состояния дезориентации и лишь усугубляют последствия БПТ. Военнослужащий, получивший БПТ, не способен вести боевые действия[v]
Ко второй группе относятся БПТ, развивающиеся относительно продолжительное время под воздействием менее выраженных, но постоянно действующих факторов. В этом случае накопление психического напряжения происходит постоянно и незаметно для военнослужащего. Он может стать замкнутым, угрюмым, грубо реагировать на обращение к себе.
БПТ является подвидом ПТСР и может проявляться в схожих симптомах.
- Навязчивые мысли и воспоминания, повторное «переживание» военных действий и кошмаров войны.
- Приступы паники и тревоги
- Вспышки гнева и агрессии (особенно, если ситуация была напрямую связана с защитой своей жизни)
- Бессонница и кошмарные сновидения. Часто во снах может воспроизводиться ситуация военных действий.
- Подавленность, холодность, бесчувственность, эмоциональная отрешенность.
- Ангедония (неспособность ощущать радость), депрессия.
- Суицидальные мысли и наклонности.
- Тяга к алкоголю и наркотикам как попытка справиться с переживаниями
ПТСР может усугубляться травмами, ранениями и инвалидностью полученными на войне, а также социальным отрешением, при возвращении военного с фронта.
Горе — интенсивное эмоциональное состояние, сопутствующее потере кого-то с кем у человека была глубокая эмоциональная и психологическая связь. Этот термин не используется как синоним для депрессии[vi]. В целом, горевание – это нормальный эмоциональный процесс, который позволяет нам адаптироваться к изменившейся реальности и перестроить свой образ жизни. Однако, горе может быть и патологическим.
Патологическое горевание отличается от нормального застреванием в этом эмоциональном процессе. Такое горе длится более шести месяцев, при отсутствии динамики изменений. Человек полностью фиксирован на факте потери и не хочет признавать ее[vii].
Отзыв о работе с тревожностью
эмоционально-образная терапия
Модель МААСЕ
Первой линией защиты от ПТСР и горевания может стать воздействие непосредственно в момент травмы (можем говорить и о потере близкого человека как о варианте травмы). Для таких случаев уже достаточно давно в разных странах разработаны различные модели кризисной помощи. Среди таких методов можно выделить модели MAAСE и VIOS. Мы остановимся на первой из них, адаптируя ее понимание к рассматриваемой нами ситуации.
- Соучастие. Первый этап предполагает, что мы находимся рядом с человеком. При этом мы лишь присутствуем, но не делаем упора на эмоции, не говорим о том, как ему сейчас плохо или о том, что он все преодолеет. Очень важно, чтобы человек не оставался один в кризисной ситуации.
- Поощрение эффективной деятельности. Далее необходимо назначить человеку определенную роль или предложить ему план активных действий, который поможет пострадавшему ощутить контроль в ситуации травмы, отказавшись от беспомощности. На поле боя – это может быть помощь другим выжившим. В случае горя, возможно направить человека на завершение текущих дел и прощание с погибшим.
- Вопросы. Необходимо стимулировать человека к размышлениям и задать ему ряд логических вопросов: «Что произошло?», «Какие конкретные действия предпринять?», «Что ты намереваешься делать?».
Воссоздание хронологии и нарратива. Своей речью мы должны помочь человеку воссоздать последовательность событий. Можно начать с рассказа о том, как он попал в данную ситуацию. Восстановление хронологии событий, позволит пострадавшему интегрировать и осмыслить воспоминание о событии, что снизит риск развития ПТСР
Самопомощь при ПТСР и горевании
Варианты самопомощи в случае ПТСР и горевания также могут быть схожими.
1. Социальная поддержка. Одной из основных проблем при ПТСР и горе является социальная изоляция. В то же время, именно социальная поддержка позволяет серьезно снизить уровень посттравматического стресса. Таким образом, если вы переживаете сложное состояние постарайтесь социализироваться и не отталкивайте своих близких. Часто близким могут быть не совсем понятны ваши состояния, и они могут не знать, что им делать. В этом случае прямо попросите их о том, чего вы хотите: выслушать, обнять, просто побыть рядом.
2. Активность. Второй значимой проблемой является свертывание активности людей, переживших травму. Они, как правило, погружаются в свои переживания и отказываются от любых действий, в том числе, и от собственной работы. На самом деле такой отказ лишь усугубляет течение расстройства, так как индивид, свёртывая свою активность, лишь еще больше углубляется в размышления о травме или потере. Это приводит к состоянию выученной беспомощности[i]. Таким образом, хотя на начальных этапах это будет сложно, постарайтесь сохранять хотя бы минимальную активность и не перекладывайте свои дела на других. Для горюющего это может быть участия в организации похорон, а для человека с травмой – помощь соратникам.
3. Выражайте чувства. Уход в активность не должен становится способом избегания своих чувств, поэтому стремитесь прямо выражать, то, что у вас на душе. Эмоциональное выражение чисто механически приводит к угасанию активности вашего миндалевидного тела (части мозга, которая и ответственна за травматические реакции), в итоге, позволяя снизить эмоциональное напряжение.
4. Примите реальность и откажитесь от избегания. Важно принять текущую ситуацию и объективно оценить события. Избегание проблемных тем, ситуаций, воспоминаний и т.д., приводит как к закреплению избегающего поведения, так и эмоций, стоящих за ним[ii]. В тоже время, встреча с пугающими стимулами позволяет эмоциям угаснуть.
5. Перестройте свою жизнь. Исходя из текущей ситуации, подумайте над тем, что необходимо изменить в вашей жизни. Если вы вернулись с фронта, то какую работу вы будете искать и как строить отношения. Если вы испытали потерю, то определите какие функции погибшего вам придется взять на себя.
Необходимость обращения к психотерапевту
В случае ПТСР необходимо обратиться к психологу сразу, как вы обнаружили у себя симптомы данного расстройства, так как самолечение в данном случае происходит лишь ограничено. Психотерапевт поставит уже более точных диагноз, определит конкретные проявления расстройства и использует соответствующие техники для их устранения. На сегодняшний день существуют достоверные данные, что психотерапия, а, в частности, методы экспозиционной терапии позволяют эффективно бороться с симптомами ПТСР[i].
В случае горя стоит обращаться к психологу, когда вы наблюдаете один из вышеописанных симптомов и когда процесс горевания затягивается у вас на период более полугода. В то же время, вы можете обратиться за помощью и сразу, в этом случае психолог может вам быстрее адаптироваться к ситуации потери и пережить ее.
Роль групповой терапии в коррекции расстройств
Групповая терапия и группы поддержки также крайне важны для совладания с ПТСР и осложненным гореванием. При групповой терапии действует ряд целебных механизмов, которые отличают ее от индивидуального воздействия.
1. Социализация. При групповой терапии больному возвращается способность к социализации и получению поддержки. Обсуждение тех или иных проблем и поиск отражения в других людях позволяет понять, что вы не единственный, кто встретился с подобной проблемой.
2. Конфронтация. В рамках групповой терапии, где присутствуют пациенты со схожими проблемами появляется, возможность напрямую встретится с тем материалом, которые больной стремиться избегать в обычной жизни. Рассказы других пациентов о схожих травматических событиях, позволяют вам и каждому из них окунутся в данный процесс и прожить подавляемые эмоции.
3. Стратегии совладания. В процессе групповой терапии больной может наблюдать стратегии совладания других людей и моделировать их, применяя к своей проблеме.
Групповая терапия также продемонстрировала эффективность в работе с ПТСР[i]и горя[ii]
Литература
- Е. Лазебная, М. Зеленова. ПРИШЕЛ СОЛДАТ С ФРОНТА…. «Психологическая газета: Мы и Мир» (№2.138. 2008.
- Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. — М.: РОССПЭН, 1999. 383 с.
- Leese, Peter. Shell Shock. Traumatic Neurosis and the British Soldiers of the First World War, Palgrave Macmillan, 2002.
- Крахмалев А. В., Кучер А. А. Боевая психическая травма: причины, проявления, первая помощь // Профи. — 2007. — № 3.
- ]Крахмалев А. В., Кучер А. А. Боевая психическая травма: причины, проявления, первая помощь // Профи. — 2007. — № 3.
- Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера, 2002 г.
- Shear M.K., Mulhare E. Complicated grief (англ.). — Psychiatric Annals.. — Vol.38, №10, 2008. — P. 662–670.
- Maier, S. F. Learned Helplessness at Fifty: Insights From Neuroscience : [англ.] / S. F. Maier, M. E. P. Seligman // Psychological Review. — 2016. — Vol. 123, no. 4. — P. 349–367.
- Mowrer O.H. On the dual nature of learning a reinterpretation of «conditioning» and «problem solving». Harvard Educational Review, 1947, c. 17.
- McLean CP, Levy HC, Miller ML, Tolin DF. Exposure therapy for PTSD: A meta-analysis. Clin Psychol Rev. 2022 Feb;91:102115. doi: 10.1016/j.cpr.2021.102115. Epub 2021 Dec 21. PMID: 34954460.
- Shnaider P, Boyd JE, Cameron DH, McCabe RE. The relationship between emotion regulation difficulties and PTSD outcomes during group cognitive processing therapy for PTSD. Psychol Serv. 2022 Nov;19(4):751-759. doi:
- 1037/ser0000546. Epub 2021 Oct 28. PMID: 34726458. [1]Kealy D, Sierra-Hernandez CA, Piper WE, Joyce AS, Weideman R, Ogrodniczuk JS. Short-Term Group Therapy for Complicated Grief: The Relationship Between Patients’ In-Session Reflection and Outcome. Psychiatry. 2017 Summer;80(2):125-138. doi: 10.1080/00332747.2016.1220231. PMID: 28767332.