Психосоматические расстройства у детей
Преодолеть психосоматическое расстройство можно, устранив причины и триггеры посредством гипноза
Психосоматические расстройства – заболевания, характеризующиеся клиническими симптомами без основной органической патологии. Психосоматика у детей проявляется на физическом уровне в виде неприятных телесных ощущений, патологическими психическими феноменами (когнитивными, психоэмоциональными, поведенческими нарушениями). По оценкам ученых распространенность психосоматических расстройств у детей и подростков колеблется в пределах от 10 до 25%.
Причины и провоцирующие факторы
Клиницисты предполагают, что психосоматические заболевания представляют собой патологическую реакцию на хронический стресс или однократные шоковые переживания. Потенциальными источниками стрессового состояния у ребят выступают:
- история сексуального или физического насилия;
- трудности в обучении;
- семейные конфликты;
- давление со стороны взрослых и сверстников;
- буллинг в Интернет-пространстве;
- тяжелые соматические заболевания или инвалидность у родителей;
- смена места учебы, переезд в другой город;
- развод отца и матери;
- асоциальный образ жизни взрослых;
- отсутствие единой линии воспитания;
- свидетельство аварии, техногенной катастрофы;
- смерть близкого или значимого человека;
- появление младшего брата или сестры.
Причина психосоматического заболевания – возникновение или обострение эмоциональных, психических проблем. Часто психосоматические симптомы развиваются, когда малыш или подросток старается подавить неприятные чувства или игнорировать серьезные переживания. Дети, испытывающие хроническую боль, нередко на самом деле страдают от неуправляемого эмоционального напряжения. Их разум создает физический симптом, когда они подавляют «неприемлемые» чувства, такие как гнев, обида, тревога, страх. Физическая боль – попытка ума отвлечь человека от мучительного внутреннего беспокойства
Психосоциальные факторы, которые повышают вероятность развития психосоматического расстройства:
- хаотичный образ жизни, отсутствие четкого и понятного режима дня;
- проблемы с распознаванием и выражением эмоций, запрет на выражение определенных чувств;
- безнадзорность, отсутствие родительского контроля;
- патологические состояния психики, например, расстройство личности;
- прием алкоголя, курение, наркомания;
- проблемы с психическим здоровьем у близких родственников (неблагоприятная наследственность);
- компьютерная зависимость, предпочтение проводить время в виртуальном мире.
Стать жертвой психосоматического расстройства рискуют люди с определенными психологическими характеристиками. Мнительные, впечатлительные, ранимые натуры остро переживают малейшие неприятности, болезненно реагируют на неожиданные изменения. Психосоматика проявляется у ребят, возлагающих на себя ответственность за события, над которыми они не властны. Наличие идей собственной вины, ненужности, никчемности выступает фундаментом для развития психосоматических заболеваний.
Симптомы
Типичные жалобы, наблюдаемые в педиатрической группе, включают боль в животе, головные боли, дискомфорт в области сердца, быстрая утомляемость и усталость, ноющие ощущения в спине, неудовлетворенность вдохом. Характеристики, которые указывают на психосоматическую основу:
- расплывчатость симптомов;
- различную интенсивность, непоследовательный характер и структуру нарушений;
- наличие нескольких жалоб одновременно;
- хроническое течение с объективно хорошим здоровьем;
- задержка в обращении за медицинской помощью;
- отсутствие беспокойства по поводу состояния здоровья.
Психосоматическое расстройство может затронуть практически любую часть тела. Общие примеры включают:
- Астенический синдром (быстрая утомляемость от привычных нагрузок, усталость, не устраняемая отдыхом).
- Расстройства сна (бессонница, кошмары, поверхностный, прерывистый сон, сонливость в дневные часы).
- Хронический болевой синдром, например, в мышцах.
- Повышенное или пониженное артериальное давление (гипертония и гипотония).
- Респираторные проблемы (неудовлетворенность вдохом, одышка, кашель).
- Аллергические реакции (бронхиальная астма, дерматиты).
- Нарушение пищеварения (диарея или запор, боль в желудке, метеоризм).
- Головные боли (напряжения, мигрени).
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
В подростковом возрасте из-за продолжающихся биогормональных и психосоциальных изменений учащается развитие психосоматических симптомов. Формирование физических недугов влияет на самооценку ребенка, на его поведение, отношение к здоровью. В рамках Молодежного исследования проводился опрос среди учащихся среднего школьного возраста (классы 5-8, средний возраст 12 лет). Данные собраны с помощью самостоятельно заполненных анкет, которые содержали вопросы по социально-демографическим характеристикам (возраст, пол, образование родителей, социально-экономический статус семьи), отображению психосоматических симптомов, определенным психосоциальным и психологическим переменным(например, академическая успеваемость, вредное для здоровья поведение, отсутствие контроля над агрессией, социальное сравнение).
Усталость оказалась наиболее частым психосоматическим симптомом у обоих полов, за которым следовали цефалгия и боль в пояснице. Головные боли чаще встречались у девочек. Хорошая успеваемость была защитным фактором, в то время как отсутствие контроля агрессии увеличивало формирование психосоматических симптомов. Курение и социальное сравнение были прогностическими факторами только среди девочек.
Лечение
Для исцеления от психосоматического расстройства требуется проведение последовательных, комплексных мероприятий. Лечебная стратегия определяется в индивидуальном порядке в зависимости от возраста ребенка, общего состояния здоровья, преобладающих симптомов, психологических особенностей. Программа помощи включает:
- прием медикаментов;
- встречи ребенка и родителей с психотерапевтом, психологом;
- гипнотерапия;
- внесение разумных корректировок в условия жизни.
Первый шаг для избавления от психосоматического заболевания – провести полный медицинский осмотр маленького пациента. Педиатр определит спектр необходимых лабораторных исследований (например, для изучения функций щитовидной железы). Врач направит на нейровизуализационную диагностику (компьютерную, магнитно-резонансную томографию) для оценки функционирования головного мозга. Также будет выполнены УЗИ сердца, кардиограмма. Доктор изучит историю болезни ребенка, опросит о жалобах, ознакомится с семейным анамнезом. Если исключена органическая патология, пациента направят на консультацию психотерапевта.
Специалист в области психического здоровья проведет тестирование психоэмоционального статуса с использованием специальных шкал. Он определит психологические особенности маленького клиента. Путем опроса и наблюдения психотерапевт выяснит, что причиняет стресс.
Вариант лечения зависит от личных особенностей, вида и тяжести проблемы. Если малыш или подросток страдает клинической депрессией, тревожным расстройством, злоупотреблением психоактивными веществами будут назначены медикаменты согласно утвержденных протоколов. Медикаментозное лечение проходит в сопровождении когнитивно-поведенческой терапии.
Практик КПТ поможет малышу или подростку разрешить существующие проблем. Он научит здоровым методам реагирования и противодействия конфликтам с друзьями, издевательствам, киберзапугиванию. Психотерапевт расскажет, как построить отношения со сверстниками, педагогами, родителями.
Отзыв о работе с тревожностью
эмоционально-образная терапия
Огромное значение для преодоления психосоматики имеет изучение отношений между разумом и телом. Врач доносит до маленького пациента правдивую информацию о природе заболевания. Ребенок осознает, что источником боли на самом деле выступает не физический изъян, а психоэмоциональное неблагополучие. Знание истины помогает уменьшить тревогу, обрести веру в выздоровление.
Часто посредством психотерапии не удается установить причины и провокаторов заболевания. Это происходит потому, что тягостный опыт вытесняется из сознания в сферу психики, закрытую для изучения в состоянии бодрствования. Чтобы исследовать, оценить, изменить глубинные психические феномены используют методы гипнотерапии.
Сеанс гипноза состоит из двух основных элементов – индукции (погружения в транс) и внушения (словесных команд). Гипнотический транс – это особый режим функционирования мозга, в котором снижается критика сознания, внимание узко сфокусировано, внушения воспринимаются без оспаривания. Гипнотерапевт направляет клиента на поиск психотравмирующих факторов, деструктивных идей, шаблонных убеждений. После этого он мотивирует пациента на формирование нового стиля мышления и поведения. Посредством гипноза у ребенка формируются выигрышные характеристики – уверенность в собственных силах, адекватная самооценка, функциональное мышление, устойчивость к стрессам.
Профилактика
Для предупреждения психосоматических расстройств необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, не предполагающую конфликтов и насилия. Родители должны быть последовательны в воспитательных мерах, четко разъяснять ребенку, что допустимо и запрещено. С ранних лет необходимо обучать малыша стратегиям противостояния стрессовым фактором. Взрослым следует помочь ребенку выработать реалистичные взгляды на жизнь, осознать, что он может контролировать, а что нет.
Проверенные методы профилактики:
- регулярные, умеренные физические нагрузки;
- полноценный, достаточный сон;
- сбалансированное питание, прием пищи 4 раза в день, соблюдение питьевого режима;
- разумное чередование умственной деятельности, физических упражнений и отдыха;
- ограничение в использовании гаджетами до 1 часа в день;
- качественный, увлекательный досуг;
- общение с позитивными сверстниками, участие в кружках по интересам;
- предупреждение курения, употребления алкоголя путем личного примера ведения здорового образа жизни;
- обучение практике медитации, дыхательным упражнениям, прогрессивного расслабления мышц.
Прогноз
При проведении психотерапевтической работы многие ребята получают возможность контролировать психоэмоциональное состояние, менее трагично реагируют на соматические симптомы. Однако если не устранить источник заболевания, не ликвидировать психотравмирующие факторы, психосоматические нарушения будут одолевать человека на протяжении всей жизни. При использовании методов гипнотерапии, нацеленных на установление и нейтрализацию травмы, прогноз благоприятный. Курс лечения гипнозом дает полное освобождение от мучительных физических симптомов, возвращает спокойствие и благополучие в психический мир ребенка.
Причины, способы лечения
с помощью гипноза
Заключение
Психосоматическое расстройство у детей представляет собой телесное неблагополучие, связанное с психоэмоциональным состоянием. Хронические стрессы, шоковые переживания, психические травмы дают о себе знать физическими симптомами, которые необъяснимы органической патологией. Дети с психосоматическими заболеваниями имеют тенденцию погружаться в депрессию, демонстрировать чрезмерные тревожные реакции. Важно знать, что больные ребята вовсе не имитируют или преувеличивают симптомы. Их телесные нарушения реальны и вызывают сильные страдания. Для полного решения проблемы необходимо тщательно проработать истинные причины расстройства, что быстро и комфортно сделать посредством гипноза.