Как избавиться от психологической травмы после аборта?
Для психотерапевта, начинающего сеанс, самое главное найти в памяти собеседника такие моменты, которые поделили его жизнь на «до» и «после».
Как и что происходит с подсознанием после аборта расскажут специалисты. Случаи взяты из практики.
Для психотерапевта, начинающего сеанс, самое главное найти в памяти собеседника такие моменты, которые поделили его жизнь на «до» и «после». Как правило, это очень сильные впечатления — утраты или обретения, которые изменяют течение жизни. Особняком среди поворотных событий стоит аборт. Женская доля сегодня выглядит как неразрешимое противоречие между репродуктивной природой и теми представлениями, которые диктует современный культ успешности. Эти представления созидают в специфической женской психике инфантильную картину мира, в которой беременность приобретает статус заболевания, требующего оперативного вмешательства. В таких случаях мы имеем дело с расстройством андрогенного характера, которое к тому же защищено эстетикой социального завоевания. Если проще — мир сошел с ума, и женщины первыми становятся жертвами этого безумия. Психологи должны, как минимум, это понимать, а как максимум — помогать женщинам, особенно молодым, адаптироваться к агрессивной среде, чтобы сохранить феминную (детородную) психику. Если непоправимое уже произошло, требуется реабилитация. Умерщвление неродившегося чада всегда поражает психику несостоявшейся матери, даже если она отрицает это. Надо научить женщину жить в том мире, в котором она оказывается после аборта.
Как и что происходит с подсознанием после аборта расскажут специалисты. Случаи взяты из практики Ивана Рябцева, психолога, специалиста по работе с психосоматикой, выпускника медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, кто собственно и поведает историю лечения гипнозом. Теория вышла из пера гипнотерапевта Геннадия Иванова, кто разрабатывал методы гипнотической коррекции детских психотравм.
За помощью обратилась женщина 27-ми лет. Приступы тревожности, отсутствие внимания со стороны мужчин. С бывшим мужем прожила пять лет, вкладывая в эти отношения всю душу, но муж, хотя и «катался как сыр в масле», ушел. Причина — отсутствие детей. Женщина горевала, но в глубине души испытывала облегчение, поэтому не развод стал причиной ее состояния. Первая же спонтанная регрессия привела к амнезированному очагу расстройства — аборту, который, оказывается, имел место в первый год брака по стандартным доводам со стороны мужа: мы должны пожить для себя, ты еще успеешь родить и т.д. После операции женщина впервые стала замечать за собой постоянное напряжение и увеличившуюся несдержанность.
— Сконцентрируйся на этом воспоминании. Можно ли было поступить иначе?
— Я хочу этого ребенка, но мужу сложно отказать. Вдруг обидится и уйдет. В животе все сжалось. Тревога.
— Представь, что ты начала отстаивать свое право и муж ушел. Что чувствуешь и думаешь?
— Я чувствую себя эгоисткой. Это ужасно, все из-за меня. Ком в горле. Хочется плакать и сжаться. Никому не нужна.
— Дискомфорт, который ты ощущаешь в теле, — это твоя субличность. Пусть она собирает это чувство, растет. Пусть она увлекает тебя вниз, вглубь, в более раннюю ситуацию, когда ты уже испытывала все эти переживания, погружаясь в них целиком. Посмотри, что кругом? Как ты выглядишь?
— Мне 5 лет, родители ругаются, после чего папа хлопает дверью, а мама говорим мне, что все из-за меня. Чувствую себя плохой и когда папа возвращается пытаюсь загладить вину — делаю всё что велят. Они меня хвалят, а когда я капризничаю — ругают.
Разрядив это воспоминание, направляемся в абортарий. Это воспоминание вызывает всплеск переживаний. Оказывается, собеседница успела сделать много инвестиций в неродившееся дитя. Его мысленная проекция развилась до образа мальчика, играющего в песке у моря во время семейной идиллии. Разрядили и этот эпизод за счёт эмоционально-образной терапии. После того как вложения были возвращены, а чувство вины прошло, собеседница стала заполнять освободившееся место новыми ассоциациями. Вспыхнула злоба на родителей, мужа, начальство — всех, кто использовал ее зависимость. Пришлось организовать диалог с каждым персонажем и учинить возврат причиненных обид. Связи распались, в том числе с бывшим мужем, который перестал занимать в сознании пациентки сколько-нибудь значимое место. В результате моя собеседница обрела уверенность в себе — поставила на место начальника и почти мгновенно образовала вокруг себя свиту любезников.
Еще один пример. Женщина 32-х лет. Проблемы с кишечно-желудочным трактом, головные боли, плохой сон, несдержанность. Боится попасть под сокращение. Замужем. Детей нет. Муж — чиновник с амбициями.
— Представь, что это тебя сократили. Что ты скажешь людям?
— Ужасно. В голове всплывает, что я дура. Хочется плакать. В груди стеснение, немеют руки.
— Сфокусируйся на этих ощущениях. Позволь им скапливаться и разрастаться по всему телу. Это даёт знать о себе твоя вторая личность. Кстати, как она выглядит?
— Как мячик. Детский мячик. Хочется поиграть с ним, но я уже не смогу. Мячик взорвался. Я все поняла — аборт. Аборт ради карьеры. Я принесла в жертву собственного ребенка. Все знают. А меня ещё и уволить хотят.
Началась абреакция и спонтанная регрессия в детство. Родители сравнивают ее со сверстниками, от чего у ребенка формируется мнение, что его любят, если он лучше других детей. С этого времени неудачи вызывают стыд. Разрядив эту группу воспоминаний, мы заполнить возникший вакуум новыми ассоциациями, которые заставляют собеседницу взглянуть на свою ситуацию по новому. Она вдруг поняла, что пошла на аборт из-за страха, что муж будет зарабатывать больше. И увольнения она боится, потому что в новой сфере деятельности она уже не будет лучшей, а это ей стыдно.
— А ведь ребенок мог бы жить, если бы я раньше это поняла.
— Представь, что идет дождь. Как выглядит твоя страдающая субличность?
— Как облако тумана, за которым стою я — та, что пошла на аборт, а теперь плачет.
— Поддержи ее. Согрей тёплыми словами. Все совершают ошибки, потому что так учат.
— Да. Действительно стало легче. Я ее простила. Она в тот момент не смогла бы стать матерью.
— Есть еще что-либо, связывающее с неродившимся ребенком?
— Да, в груди. Что-то круглое, теплое.
— Опиши, как это выглядит? Оно твое или ребенка? Что тебе хочется?
— И мое и его. Синий шар. Там может быть холодно. Хочется укрыть его. Из шара вылетела золотая горошина, а он поглотил ребенка и теперь ему там хорошо и безопасно.
— Обратись к горошине, скажи, что она тебе очень нужна. С неродившимся младенцем попрощайся. Пожелай ему счастья в ином мире.
— Да, все сделала. Горошина вошла в меня, а синий шар с плодом стал удалятся. Легче. Теплее. Тяжесть в глазах.
— Это непролитые слезы. Представь, что идет дождь, и пусть он прольется до последней капли.
Собеседница, выплакавшись вместе с дождем, сообщила, что ей впервые легко и покойно.
Подводя итог этой статье, я хотел бы обратить внимание, что мы ещё только на подступах к проблеме. Аборт в точки зрения психологии является актом девиантного поведения, которое, при этом, регламентируется как юридическая и даже этическая норма. Таким образом, налицо противоречие, которое на уровне кабинетов психотерапии не устранить.